Категории запасов
Запасы, относящиеся к работающей скважине, можно разделить на три категории.
Часть пласта, изолированная от влияния других скважин, образует область Q2 связанную только с рассматриваемой скважиной. Другая часть пласта Q1, имеет связь с другими скважинами, которые заменяем понятием контура питания. И последняя часть Q3, входит в геологические запасы, но не вскрыта ни одной скважиной месторождения.
Соотношение между типами запасов, характеризует эффективность разработки нефтяного месторождения. Запасы категории Q2 извлекаются только истощением, для которого свойственны низкие значения КИН. Запасы категории Q1 могут быть извлечены за счет вытеснения водой или другим агентом вытеснения.
Для одинаковой плотности сетки скважин, на распределение категорий влияют геологические факторы (расчлененность, доля коллектора, сложность геологического строения) и фильтрационные-емкостные свойства. Со снижением коллекторских качеств, ухудшается связанность коллектора. Для сверхнизких значений проницаемостей связанной области Q1 не образуется и разработку нефтяного месторождения стоит рассматривать, как разработку отдельных скважин на истощение.
Чем меньше расстояние между скважинами, тем больше категория Q1. В предельном случае, при расстоянии равном нулю, запасы Q2 и Q3 не образуются. При уплотняющем бурении конечным числом скважин, часть запасов категории Q2 и Q3 переходит в активную разработку и попадает в Q1. Поэтому, если на месторождении плотность сетки скважин обеспечивает значительное превосходство Q1, дополнительное бурение не приносит результатов.
При проектировании системы ППД на месторождениях низкой проницаемости возможен случай, когда незначительные запасы связанного коллектора достаточно быстро вырабатываются, обводненность добывающих скважин резко растет. В изолированной части коллектора происходит разгазирование, но повышение давления в связанной части коллектора не приводит к росту пластового давления, а только увеличивает обводненность. Дебит нефти и газа из изолированной части, за счет истощения упругого запаса снижается до нуля.
Практика разработки нефтяных месторождений показывает, что избежать образование не вовлеченных в разработку запасов Q3 нельзя. Поэтому для проектирования месторождений первостепенной задачей является установление зависимости доли невовлеченного объема запасов от количества и расстановки скважин.
Современное состояние развития геологического моделирования не позволяет дать верную оценку категории Q3. За счет завышенного содержания категории Q1, накопленная добыча между вариантами разработки практически не отличается друг от друга. По этой причине, проекты разработки выполненные в начальные, самые важные этапы разработки месторождений, тяготеют к редким сеткам скважин, что с одной стороны и не является минусом — оценка необходимого фонда скважин снизу оставляет возможность дополнительного бурения на любом из дальнейших этапов жизни месторождения, однако извлекаемые запасы на одну скважину начальной сетки оказываются значительно ниже ожидаемых.
Переход от планового к хаотичном режиму работы зависит от запаса прочности, который возникает в процессе изучения месторождения бурением. Увеличение геологических запасов позволяет компенсировать недостаток извлекаемых запасов. Высокое начальное пластовое давление, также позволяет на начальных этапах разработки месторождения, использовать запас пластового давления и вместо перехода к плановому поддержанию давления продолжать работать на режиме истощения.
За счет использования прочности, ошибки проектирования непроявляется в первые годы работы, до тех пор пока резервы не исчерпывают себя. На этом этапе разработки месторождения плохим тоном считается проведение анализа сложившейся ситуации и снижение величины КИН к практически достижимым величинам. Этому противятся в равной степени как недропользователь, так и государственные органы, осуществляющие контроль за разработкой ресурсов.
Напротив, в попытке нагнать планируемые объемы добычи нефти, происходит истеричное, беспроектное бурение фонда уплотняющих скважин. Каждые дополнительные затраты на бурение в ускоренном порядке проходят экономическую оценку, вовлекаются в ускоренный цикл работы значительное количество специалистов, разработка месторождения переводится под ручное управление вне существующего проекта разработки.
Необходимость существования проекта разработки как необходимого документа исчезает. Выполненные решения задним числом вносятся в новые дополнения к проекту разработки. Проектные институты вынужденно переходят на подчиненную роль удовлетворяя заказ недропользователя. Образуется короткий цикл существования и частая смена проектной документации. Выполненные проекты уже не представляют интереса, так как ошибки начального проектирования заставляют принимать решения здесь и сейчас.
Исчерпание резервов внепроектной добычи нефти на основных нефтяных месторождениях и раздувание балансовых запасов начинает раздражать и самих участников процесса. «Расхождение планов по добыче нефти, указанных в проектной документации компаний к разработке месторождений в РФ, и фактической добычи достигает 140 млн тонн в год … проектный документ сегодня не соответствует реальным инвестиционным планам компании, и на его основании нельзя ничего прогнозировать» — заявил глава Минприроды РФ.